МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Х Международный инструментоведческий конгресс «Благодатовские чтения»

Х Международный инструментоведческий конгресс «Благодатовские чтения»

С 5 по 7 декабря в РИИИ прошел Х Международный инструментоведческий конгресс «Благодатовские чтения».


5 декабря

 

11.00–11.30 Зеленый зал

Открытие конференции

11.30–13.30  Утреннее заседание

Ведущие —  канд. иск. В. И. Вискова (Москва), канд. иск. Д. А. Булатова (Санкт-Петербург)

Мациевский И. В., доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Украины и Польши, зав. сектором инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — О праведниках отечественного инструментоведения

Свободов В. А., доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Дела давно минувших дней. Материалы к истории сектора инструментоведения

Субаналиев С. С., кандидат искусствоведения, профессор,  заслуженный деятель культуры Кыргызстана (Бишкек, Кыргызстан). — Системно-этнофонический метод и некоторые вопросы изучения искусства кыргызских комузистов

Шегебаев П., кандидат искусствоведения, профессор, декан факультета музыки Казахского национального университета искусств (Астана, Казахстан). — О многомерности домбровой монодии

Калаберда А. В., кандидат культурологических наук, доцент кафедры музыки финно-угорских народов ПГК им. А. К. Глазунова (Петрозаводск). — Органология: становление «молодой» науки на кафедре музыки финно-угорских народов Петрозаводской консерватории

Чудинова И. А., кандидат искусствоведния, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — О роли этнофонического метода в изучении церковного искусства

Ромодин А. В., кандидат искусствоведения, зав. сектором фольклора РИИИ (Санкт-Петербург), Никаноров А. Б., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Юрий Бойко. Служение творчеству

13.30–14.30   Перерыв

 

14.30–18.00 Зеленый зал

Вечернее заседание

Ведущие док. иск. В. В. Бычков (Челябинск), канд. иск. А. А. Тимошенко (Санкт-Петербург)

Лекция

Ханс Брандейс (Берлин, Германия). — Филиппинские музыкальные инструменты: смычковая лютня (Часть 1)

Доклады

Станюкович М. В., кандидат исторических наук, заведующая Отделом этнографии Австралии, Океании и Индонезии Музея антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург). — О собирании и изучении филиппинских музыкальных инструментов в России

Гаджиева А. А., сотрудник высшей категории Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). — Фольклорно-музыкальная секция Государственного музея этнографии (1936–1937 гг.)

Тавлай Г. В., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора РИИИ (Санкт-Петербург). — Жанро-стилевое единство латгальских и белорусских цимбальных наигрышей Подвинъя

Юссуфи Г., кандидат искусствоведения, доцент отдела музыки Вильяндской академии культуры Тартуского университета (Тарту, Эстония). — О типах музыкантов в традиционной инструментальной традиции эстонцев

Серегина Н. С., доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора музыки РИИИ (Санкт-Петербург). — Велес из Велестино: к проблеме атрибуции

Вискова И. В., кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (Москва). — Инструментарий Рихарда Вагнера в исторической ретроспективе

Бычков В. В., доктор искусствоведения, профессор Челябинского государственного института культуры (Челябинск). — Вторая редакция Concerto-grosso для оркестра русских народных инструментов И. В. Мациевского

Смирнова И. Н., старший преподаватель Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (Петрозаводск). — И. В. Мациевский: черты творчества

 

19.00  Зеленый зал

Концерт «В пространстве музыки Игоря Мациевского»

 

06 декабря

 

11.00–13.00 Зеленый зал

Утреннее заседание

Ведущие док. ист. наук В. И. Яковлев (Казань), М. А. Сень (Санкт-Петербург)

Тимошенко А. А., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — В пространстве музыки: комментарии к изданию

Ковалева А. А., аспирантка Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург). — Фантазия для трех баянов «Марков камень» уральского композитора А. Б. Бызова

Дарда В. Н., кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург). — Вокальная и инструментальная музыка Владислава Панченко в развитии символики звукотворчества петербургского континуума

Сень М. А., научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Смычковый полихорд в контексте изобретательских проектов начала ХХ века

Колесникова И. В., преподаватель Карагандинского колледжа искусств имени Таттимбета (Караганда, Казахстан). — Жанровая направленность инструментальной основы в хоровых обработках казахских композиторов

Остромогильский И. В., кандидат искусствоведения, преподаватель композиции и инструментовки Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург). — Аспекты инструментального письма в Концерте для флейты и струнного оркестра Ромуальда Гринблата

Тихомирова А. Б., аспирант сектора инструментоведения РИИИ (Екатеринбруг). — Акустическое пространство Шестой симфонии Авета Тертеряна. К вопросу анализа сонористической темброфактуры

Сергеев М. В., кандидат филологических наук, Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). — Проблемы исторического и прикладного инструментоведения на примере фортепиано

Журавский А. В., преподаватель класса гитары Детской музыкальной школы № 9, руководитель коллектива «Петербургские мандолины» (Санкт-Петербург). — Вандерфогель и вандерфёгель. Молодежное движение и его музыкальный инструмент


13.30–14.30   Перерыв

 

14.30–19.00

Зеленый зал

Вечернее заседание

Ведущие канд. иск. Г. Юссуфи (Тарту), Н. В. Александрова (Санкт-Петербург)

Лекция

Ханс Брандейс (Берлин, Германия). — Филиппинские музыкальные инструменты: смычковая лютня (Часть 2)

Шиманска-Иллната М. И., научный сотрудник Музея Азии и Тихого океана (Варшава, Польша). — Лютни в музыкальной культуре региона Минангкабау (Западная Суматра). О выставке музыкальных инструментов Музея Азии и Тихого океана в Варшаве

Дмитриев А. А., мастер музыкальных инструментов «Мануфактуры БалалайкерЪ» и сотрудник «Музея балалайки» (Ульяновск), Летягина В. С., сотрудник Музея музыки Шереметьевского дворца (Санкт-Петербург). — Вятская балалайка: опыты реконструкции музыкального инструмента из музейного собрания

Иванов В., аспирант сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Волынки в России: анализ источников

Устюгова А. В., кандидат искусствоведения, преподаватель теоретических дисциплин Красноярского педагогического колледжа № 1 им. М. Горького» (Красноярск). — Типовые варианты головок гудка по материалам археологических раскопок Северо-Запада России (1954–2003 гг.)

Соловьёв И. В., кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (Петрозаводск). — Терминологические аспекты изучения инструментальной традиции саами

Александрова Н. В., научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Ансамбли в удмуртской традиции: проблемы реконструкции

Зыбкина Л. Н., этномузыковед (Москва). — Жанры традиционной инструментальной и вокально-инструментальной музыки в женской исполнительской практике (на мордовском материале)

Эшанкулов М. Э., старший преподаватель кафедры инструменталистов Таджикской национальной консерватории им. Т. Саттарова (Душанбе, Таджикистан). — Музыкальные инструменты макома. Конструкция, строй, аппликатура

 

07 декабря

 

11.00–13.00  Зеленый зал

Утреннее заседание

Ведущие канд. иск. М. И. Карпец (Санкт-Петербург), канд. иск. П. Шегебаев (Астана)

Булатова Д. А., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Смычковые инструменты тюрков: историко-морфологический аспект

Альмеева Н. Ю., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора РИИИ (Санкт-Петербург). — Татарская гармоника: национальная идея новейшего времени

Таникова Е. С., этномузыковед, РИИИ (Санкт-Петербург). — Традиционные инструменты и звуковые ландшафты: категории исполнительской интерпретации

Михайлова А. А., доктор искусствоведения, профессор, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова (Саратов). — Коммуникативные особенности частушечных экспромтов волжской традиции под саратовскую гармонь

Гроховска Э., PhD, член Форума традиционной музыки (Люблин, Польша). — Музыка евреев в репертуаре и творческой памяти музыкантов Центральной и Юго-Восточной Польши

Козел О., аспирантка Института музыкологии Варшавского университета (Варшава, Польша). — Близость пения и природы. Bведение в анализ стиля пения — несколько комментариев на основе работы над музыкальными традициями региона Курпе (Польша)

Кравчун П. Н., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры акустики физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва). — Об акустике органных залов Петербурга

Берберов В. Х., художественный руководитель Фольклорного ансамбля «Лiцвiны» (Минск, Беларусь). — Соображения по методике измерения свойств акустических деталей музыкальных инструментов

Калентьева Н. В., аспирантка сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Владимир Радченков: опыт исполнения и исследования клавесинных сочинений Винченцо Мандфредини

 

14.00–15.00   Перерыв

 

15.00–18.00

Вечернее заседание

Ведущие док. иск. А. С. Ярешко (Саратов), канд. иск. А. Б. Никаноров (Санкт-Петербург)

Кондрашина В. А., кандидат культурологии, старший научный сотрудник Звенигородского историко-архитектурного музея (Звенигород). — «Чудо колокольного звука»: Татьяна Борисовна Шашкина и ее незавершенная докторская диссертация по колокололитейному ремеслу

Рахманова Л. Я., кандидат социологических наук, сотрудник сектора социологических исследований Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). — Колокольня как объект антропологического исследования: человек – звук – пространство

Коновалов И. В., старший звонарь соборов Московского Кремля и храма Христа Спасителя (Москва). — Первоначальная колокольня Троице-Сергиева монастыря (к вопросу об обустройстве системы звона и развеске колоколов)

Гуреев К. О., этномузыковед, аспирант Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (Петрозаводск). — Музейная презентация колокольного звона на примере творчества кижского звонаря Игоря Хуттера

Иеродиакон Роман (Огрызков), кандидат богословских наук, звонарь и насельник Московского ставропигиального Данилова монастыря (Москва). — Новые данные об использовании русских колоколов XVXVII веков в очепном звоне

Никаноров А. Б., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург). — Историография отечественной кампанологии XX — начала XXI века

Ярешко А. С., доктор искусствоведения, профессор, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова (Саратов). — Колокольная символика в музыке С. Рахманинова (к проблеме стиля)

Михайлова А. А., доктор искусствоведения, профессор, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова (Саратов). — Колокольные звоны в современной музыке для баяна: новые колористические находки

 

Закрытие Конгресса

 

Заочное участие:

Юнусова В. Н., доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (Москва). — Вселенная традиционного музыкального инструмента

Назина И. Д., доктор искусствоведения, профессор, Белорусская государственная академия музыки (Минск, Беларусь). — Музыкальные инструменты в свете мифологических представлений белорусов

Шостак В. А., заведующий отделом музыкальных инструментов Закарпатского краеведческого музея (Ужгород, Украина). — Музыкальные детские игрушки как исторический источник познания современной традиционной музыки

Яковлев В. И., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории исполнительского искусства, музыкальной педагогики Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова, (Казань). — Учебный курс «Этноинструментоведение»: пространство междисциплинарных взаимодействия и взаимосвязей


Опубликовано: 5 декабря 2016 / Обновлено: 13 декабря 2016