Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Вышла в свет монография Е. В. Герцмана «Введение в музыкальное антиковедение»

Вышла в свет монография Е. В. Герцмана «Введение в музыкальное антиковедение»

Издательство «Планета музыки» совместно с издательством Российского института истории искусств осуществило публикацию нового двухтомного труда ведущего научного сотрудника института Евгения Владимировича Герцмана «Введение в музыкальное антиковедение».

Данное издание представляет собой учебное пособие для аспирантов музыкальных и гуманитарных вузов, решивших связать свою профессиональную деятельность с исследованием античной музыкальной цивилизации и культуры.

Том I посвящен проблемам источниковедения и методологии его познания.

Том II освещает информацию источников, связанную с музыкой в различных сферах жизни античного общества.

Весь текст двухтомного издания сопровождается учебно-познавательными вопросами, призванными помочь освоению всего материала монографии.

В контексте целей и задач современного музыкознания появление такой монографии представляется чрезвычайно важным и своевременным. В то время как наука о музыке накопила целый свод знаний о музыкальных цивилизациях, отдаленных от «нашей» новоевропейской во времени и пространстве, ВУЗы продолжают готовить музыковедов, почти не знакомых с историей и теорией музыки за пределами последних столетий. В новой монографии Е. В. Герцмана дана панорама целого ряда ярких примеров подобной «близорукости» музыкознания, в результате которой наука о музыке как бы «не замечает» возможных просчетов, обусловленных неосвоенными историческими уроками прошлого.

Безусловно, выход из создавшегося положения — специализация в музыковедении, которая, кроме всего прочего, окажется чрезвычайно перспективной также в аспекте междисциплинарных исследований. Как совершенно справедливо указывает автор книги, «научная практика говорит о том, что результаты междисциплинарных контактов тогда плодотворны, когда они осуществляются специалистами разных областей знаний».

Для тех, кто всерьез задумывается о стезе антиковеда, новое сочинение Е. В. Герцмана может служить в высшей степени полезным практическим наставлением. На страницах монографии читатель познакомится с четко обозначенными направлениями будущих исследований и конкретными рекомендациями. Автор подробно характеризует весь комплекс разнообразных источников изучения античной музыки (нотография, органология, так называемые «общелитературные источники», датированные и недатированные трактаты о музыке, византийская musica speculativa) и указывает на конкретный свод древних документальных свидетельств, знание которых необходимо ученому в его научной работе.

Эту книгу можно использовать в качестве универсального руководства по исследованию музыкальной культуры Древней Греции и Рима, что составляет чрезвычайную ценность данного труда.

В монографии проанализировано содержание всего корпуса письменных свидетельств о музыкальном искусстве. Е. В. Герцман в рамках сравнительно небольших очерков, посвященных наследию древних авторов (подробное их рассмотрение потребовало бы в каждом отдельном случая самостоятельного исследования!), представляет полноценный критический обзор источников. Соответственно, появляется возможность делать заключения о характерных чертах основных направлений античной музыкально-теоретической мысли на основе целого комплекса древних текстов в свете музыкально-теоретических и исторических данных, которыми располагает наука.

В настоящей книге автор реконструирует историю музыкальной жизни древности, привлекая в процессе анализа большое количество источников. Научно-педагогический ракурс исследования предопределил акцент на проблемных сторонах изучения феноменов античной художественной действительности. Внедрение же в повествование об истории античной музыки главы, посвященной опровержению новоевропейских «мифов», обусловлено необходимостью обратить внимание на целый ряд устоявшихся, но ошибочных общих представлений о древнеэллинской музыке. Ведь переводы и трактовки специальных терминов, а также верное и непредвзятое понимание описываемых в источнике явлений оказывают решающее воздействие на формирование научных концепций.

Результаты работы Е. В. Герцмана чрезвычайно впечатляют своей масштабностью и охватом громадного по объему материала. Впрочем, от автора таких трудов, как «Античное музыкальное мышление», «Византийское музыкознание», книги о пифагорейском учении и находящейся сейчас в печати грандиозной «Энциклопедии древнеэллинской и византийской музыки», а также десятка других капитальных монографий, иного ожидать не приходится!

Книга Е. В. Герцмана содержит множество гипотез, вызывающих научную дискуссию. Для молодых исследователей (ведь именно им в первую очередь адресовано настоящее издание) это прекрасная школа, вовлекающая в стихию формирования научного знания.