МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Ушла из жизни Ира Федоровна Петровская

Ушла из жизни Ира Федоровна Петровская

13 сентября не стало Иры Федоровны Петровской — известного историка русской культуры XVIII — начала XX века, источниковеда, архивиста, библиографа, исследователя театральной и музыкальной жизни России. Биография Иры Федоровны — это биография человека, выстраивавшего свою жизнь по законам служения своему «делу», «работе», «истине», «науке».

Она родилась  22 октября  1919 года на хуторе у деревни Старо-Глинкино Старицкого уезда Тверской губернии в семье интеллигентов. Отец, Федор Петрович Петровский (1883–1942), получил инженерное образование, начиная с 1931 года служил на разных предприятиях Ленинграда в должности инженерно-технического работника. Мать, Варвара Николаевна Михайловская (1891–1942), по окончании гимназии ставшая сельской учительницей, впоследствии работала бухгалтером. В 1930 году Ира Федоровна жила в Ленинграде, в 1937-м закончила среднюю школу. С 1937 года начала работать в Российском государственном историческом архиве, сначала младшим  архивно-техническим сотрудником, вскоре — старшим, а с 1940 года — исполняющим обязанности научного сотрудника.

В годы блокады Ленинграда Ира Федоровна участвовала в работах по обороне и восстановлению города, охране архива. 3 февраля 1944 года была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

В 1947 году с отличием экстерном закончила  заочное отделение Московского государственного историко-архивного института. С 1948 года возглавила Отдел личных фондов РГИА (затем к нему были присоединены Дворцово-удельный и Сельскохозяйственный отделы),  руководила  систематизацией и описанием не разобранных ранее материалов.

В 1956 году Петровская защитила диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук: «Поместно-вотчинные архивные фонды XVIII —  первой половины XIX века», в  1976 году —  диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения: «Театр, критика, зрители провинциальной России: Вторая половина XIX в.».

В Российском институте истории искусств Ира Федоровна проработала 56 с половиной  лет. В 1958 году занимала должность заведующей Кабинетом источниковедения и библиографии, где благодаря ее усилиям продолжалось пополнение архивного фонда материалами по истории театральной и музыкальной жизни России. В дальнейшем была старшим научным сотрудником сектора театра, с 1989 года — ведущим научным сотрудником сектора музыки.

Результаты увлеченного, преданного, бескомпромиссного служения науке — в трудах Иры Федоровны. По ее инициативе были подготовлены и изданы  два фундаментальных тома: «Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР: Указатель» (1962–1963).

Одна из магистральных тем в исследованиях Петровской — история театра в России. В 1970 году опубликована книга «Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра», ставшая первой обобщающей работой по источниковедению русского драматического театра данной эпохи. В 1978 году появилась книга «Театр и зритель провинциальной России: Вторая половина XIX в.». В 1990 году вышла монография «Театр и зритель российских столиц, 1895—1917», где  автором выявлено более ста театральных предприятий, исследован репертуар, процесс развития сценического искусства, отношение к нему публики. В работе «Театральный Петербург, начало XVIII в. — октябрь 1917 г.» (1994) представлена театральная жизнь Петербурга более чем за 200 лет. Книга насыщена редкими архивными документами и материалами, много нового узнаешь о театре XVIII века, о неизвестных ранее именах актеров, их службе, об истории театральных трупп.

Еще одна магистральная тема  в исследовательской деятельности Петровской — история русской музыкальной культуры. В 1983 году был издан фундаментальный труд «Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII — начала  XX века». Это первая обобщающая источниковедческая и методологическая работа по истории русской музыкальной культуры указанного периода. Л. З. Корабельникова в рецензии на книгу справедливо отмечала необходимость и полезность этой работы как для  молодых исследователей, будущих историков музыки, так и для опытных профессионалов.

Значительный вклад Ира Федоровна внесла в изучение истории музыкальной культуры Петербурга XVIII — начала XX века. В первых трех томах энциклопедического словаря «Музыкальный Петербург. XVIII век» (1996–1998) представлено 78 статей Петровской. Музыкальная культура Петербурга XIX — начала XX века впервые обстоятельно освещена в авторских энциклопедических изданиях: «Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801—1917» (1999), «Концертная жизнь Петербурга, музыка в общественном и домашнем быту, 1801–1859 годы: Материалы для энциклопедии “Музыкальный Петербург”» (2000), «Музыкальный Петербург, 1801–1917» (2009–2010). Около девятисот статей последнего издания посвящены концертной жизни, музыкальному театру, музыке в домашнем быту, деятельности русских и иностранных музыкантов, военным оркестрам, салонам и кружкам и др.

В фундаментальном труде Петровской «Биографика: введение в науку и обозрение биографических сведений о деятелях России 1801–1917 годов» (1-е изд., 2003; 2-е изд. — 2009) представлены теоретические основы науки биографики и аналитические обзоры источников биографических сведений о деятелях России на всех поприщах. Рассматриваются и критически оцениваются печатные издания и архивные материалы более чем за 200 лет (с 1800-х по 2008 год), от универсальных энциклопедий, биографических и биобиблиографических словарей до  трудов по генеалогии и некрологов. «И. Ф. Петровская, как пишет автор рецензии на книгу А. И. Рейтблат, вселяла уверенность, что в безбрежном море печатной и архивной информации при желании всегда можно найти маршрут, ведущий к искомой цели, и сама постепенно картографировала эту землю неизведанную, объединяя и синтезируя наработки предшественников. И вот наконец появился долгожданный атлас, в котором можно найти и общую систему координат, и описание основных маршрутов по биографическим ландшафтам, с их высотами и низинами, пустынями и дебрями».

В жанре исповедальной прозы написана книга воспоминаний «В конце пути» (1-е изд., 1999; 2-е изд. — 2009).

С огромным увлечением и тщательной проверкой многочисленных источников Ира Федоровна работала над своей последней книгой «Другой взгляд на русскую культуру XVII века. Об инструментальной музыке и о скоморохах: исторический очерк» (2013), по прочтении которой  возникает отчетливое представление о роли инструментальной музыки в жизни различных социальных слоев общества: от царского, боярского, дворянского круга к посадскому и крестьянскому. Ей удалось воссоздать картину повседневной музыкальной жизни России. А эта тема всегда Иру Федоровну интересовала.

Книги Иры Федоровны Петровской вошли в обязательные списки литературы в вузах, стали настольными для исследователей разных поколений. Каждую из этих книг Ира Федоровна проживала, входя во все тонкости и детали того или иного сюжета, бесконечно проверяя и перепроверяя факты, сомневалась, огорчалась, радовалась, увлекалась людьми и событиями, о которых писала. Интенсивная творческая жизнь помогала ей многое преодолевать и наградила возможностью до последних дней сохранять ясный, острый ум, великолепную память, умение быть интересным собеседником.

Российский институт истории искусств выражает соболезнование родным и близким Иры Федоровны Петровской.

Прощание состоится 17 сентября в 13.30. Крематорий, Средний зал.


Опубликовано: 15 сентября 2014