Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «“Служение Слову” в Мастерской Клима при ВОТМ: Что это было?»

Семинар «“Служение Слову” в Мастерской Клима при ВОТМ: Что это было?»

В среду, 6 марта, в РИИИ состоялся семинар «“Служение Слову” в Мастерской Клима при ВОТМ: Что это было?» (цикл «Фольклористика, антропология, этнография»). Семинар был проведен совместно сектором актуальных проблем современной художественной культуры и сектором фольклора.

Соведущие: И. В. Вдовенко (ст. н. с. сектора актуальных проблем современной художественной культуры, канд. иск.), А. В. Ромодин (ст. н. с., заведующий сектором фольклора, канд. иск).

Проект, связанный с работой над «Словом о полку Игореве» и получивший название «Служение Слову», занимает в истории Мастерской Клима особое место. Если ранние спектакли Мастерской (такие как «Пинтер» или «Ревизор») были примерами пусть «нового», «авангардного», «свободного», но все же более или менее привычного драматического театра, «Служение Слову» стало первым проектом, представляющим совершенно иное понимание театральности, которое сам Клим определял как «спектакль, полностью состоящий из тренинга».

По сути, «Служение Слову» уже нельзя было назвать собственно «спектаклем» или «представлением», так как задумано и реализовано оно было именно как «служение», происходящее (а не разыгрываемое) раз в неделю, по четвергам, в установленное время с нефиксированным количеством участников (которых в данном случае нельзя было назвать «артистами»).

Тренинг, являвшийся неотъемлемой частью репетиционного процесса Мастерской, в это время был направлен главным образом на работу со звуком и то, что называлось в мастерской «пропеванием». Нарабатываемые на тренинге практики переносились непосредственно в «спектакль» (или более точно — становились основой практики служения).

В процессе служения текст «Слова» пропевался участниками трижды от начала и до конца (устоявшегося хронометража не было, общая продолжительность могла составлять от двух с половиной до пяти часов). Сама по себе форма пропевания не носила какого-то устойчивого «зафиксированного» характера. Название «Служение Слову» также не имело какого-то фиксированного написания: «Слово» здесь означало и собственно текст «Слова о полку», и слово в расширительном философско-религиозном значении — слово как логос (недаром последний проект Клима, реализуемый им в ЦДР и продолжающий линию, начатую в «Слове», так и называется «Служение слову — Русский логос»).

Раз установленное в пространстве мастерской, «Служение Слову» продолжалось до самого ее закрытия (официального в 1994 году и неофициального — в 1995-м). По некоторым свидетельствам, отдельные участники продолжали служить раз в неделю и в 1996 году, и в 1997-м, то есть уже после того, как в Подвале прекратилась всякая активность (не шли спектакли, тренинги, репетиции, Клима не было в Москве, а само помещение было отключено от всех коммуникаций, включая свет и воду).

Притом что типологически опыт этой работы Мастерской может быть воспринят в контексте исканий на поле ритуального театра (характерных для послевоенной европейской театральной мысли), в истории российского театра он остается беспрецедентным и по-прежнему нуждающимся в осмыслении. Именно попытке разобраться в том, что это было (посредством междисциплинарного диалога представителей разных искусствоведческих специальностей: театроведов, фольклористов, этномузыковедов), и был посвящен семинар. Тем более что сегодня у нас есть возможность невовлеченного перепросмотра. В нашем распоряжении имеется запись одного из первых «служений», сделанная 8 октября 1992 года В. Берзиным и не так давно отреставрированная и оцифрованная стараниями А. Випулиса.

Формат семинара:

  1. Вступительное слово И. В. Вдовенко
  2. Просмотр записи спектакля (продолжительность 3 ч. 15 мин.).
  3. Выступления участников семинара (выступили Н. С. Серёгина, А. В. Ромодин, Г. В. Тавлай, В. Ф. Федько, И. В. Мациевский, Л. Г. Алборова).