Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Предметное содержание кадра и его анализ в контексте проблематики нарратологии фильма»

Семинар «Предметное содержание кадра и его анализ в контексте проблематики нарратологии фильма»

В понедельник, 4 декабря, в РИИИ прошел семинар «Предметное содержание кадра и его анализ в контексте проблематики нарратологии фильма» (в рамках цикла «Сравнительное искусствознание — XXI век»). Основным докладчиком выступила кандидат искусствоведения, заведующая сектором кино и телевидения РИИИ Лариса Николаевна Березовчук. Основной вопрос касается коммуникативных аспектов киноповествования, чрезвычайно важных при восприятии киноизображения зрителем. Какие психологические, в том числе когнитивные, факторы обусловливают переработку визуальных образов фильма и, как следствие, какие эмоциональные реакции на них возникают? Ведь зрителю в современном кино предлагается впечатляющий разнообразием репертуар различных изобразительных стилистик, формирующих особенности киноизображения.

Исследования, посвященные осмыслению киноизображения, как ни странно, встречаются в киноведении не часто: закономерности, действующие при создании и восприятии экранных образов — одни из самых малоизученных. И действительно, что осмыслять в киноизображении, если на экране и так все видно! Принято считать, что киноизображение и его специфика зависят исключительно от факторов сугубо художественных, будучи обусловленными идеями режиссера и творческой группы фильма, ответственной за создание его визуальной стороны. Это может быть эстетика, в которой режиссер снимает фильм (реалистичный показ снимаемых объектов или радикально условный); жанр фильма (социальная либо военная драма, не говоря уже о хорроре, романтическая комедия, фантастика или фэнтези), — каждый из них «требует» соответствующего изобразительного решения. Иногда даже киноизображение, его функции и выразительные возможности, в особенности в игровом фильме, низводились в киноведении до понимания экранных образов как инструмента по визуализации литературно-драматургической основы — сценария.

В рамках программы нарратологических исследований фильма докладчик проблематизирует киноизображение как основного носителя киноповествования. Концепт «предметное содержание кадра» обозначает визуальные образы в фильме как форму репрезентации реальности в соответствии с его режиссерской концепцией. Именно предметное содержание кадра становится основным средством, создающим в кинонарративе «план истории». От того, какие материальные объекты отобраны (имитированы), как они сняты и показаны в кадре, зависит смысл видимой на экране истории, воспринимаемой в итоге публикой.

Но каждый зритель, как и ранее творческая группа фильма при его создании на съемочной площадке, глядя на предметный мир в киноизображении, закономерно воспринимают его по-разному. Чем они руководствуются? Л. Н. Березовчук, опираясь на данные современных когнитивных исследований, изучающих мотивацию человеческой деятельности, полагает фактор «субъективной значимости предмета» основным для возникновения эмоциональных реакций — положительных или отрицательных — на то или иное предметное содержание кадра. Созданная на основании фактора субъективной значимости классификация всех возможных в киноизображении предметов показывает, как из реальных материальных объектов они превращаются в их «репрезентантов», создающих на экране иллюзию реальности, организованную по принципам повествования «о чем-то».

Эти и иные аспекты возможностей предметного мира в киноизображении по созданию «плана истории» в кинонарративе Л. Н. Березовчук продемонстрировала анализом фильмов Андрея Звягинцева «Левиафан» и Дени Аркана (Канада) «Царство красоты».