Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Презентация новых изданий И. В. Мациевского

Презентация новых изданий И. В. Мациевского

В среду, 26 декабря, в РИИИ прошла презентация новых изданий академика РАЕН и МАЭ, доктора искусствоведения, профессора, заведующего сектором инструментоведения РИИИ И. В. Мациевского: монографического сборника трудов «В пространстве музыки» (т. 3) и музыкально-поэтического собрания «Вянок» на стихи Максима Богдановича (отв. редактор А. А.Тимошенко). В рамках презентации прозвучали номера из музыкально-поэтического собрания И. В. Мациевского «Вянок» на стихи Максима Богдановича в исполнении Ольги Фурман (сопрано), Дмитрия Гриниха (баритон), Лявона Габрусенка (баритон) и Полины Марченко (флейта).

Третий том монографического издания Игоря Владимировича Мациевского «В пространстве музыки» продолжает серию фундаментальных трудов автора, посвященных проблемам музыкального инструментализма, структурных и функциональных универсалий в традиционной и академической музыке, феноменологии и теории музыки, этнической истории в контексте музыкальной культуры. В изданном томе получила отражение многогранная личность автора — ученого, композитора, педагога. Все эти ипостаси сосуществуют в неразрывном единстве и получают отражение в его научных трудах и композиторском творчестве.

И. В. Мациевский обладает уникальным даром систематизации, теоретического обобщения широкого круга явлений. Охват культур, которые автор включает в орбиту своих исследований, — славянских (русской, украинской, белорусской, польской и др.), тюркских (казахской, киргизской, узбекской, туркменской, тувинской, татарской и др.), финно-угорских, балтских и многих других, — широк и многоохватен, и каждая из них познана автором путем собственного эмпирического опыта — в многочисленных экспедициях и общении с традиционными музыкантами.

Имя И. В. Мациевского приобрело широчайшую известность во всех уголках мира, где занимаются изысканиями в области органологии. Являясь создателем стройной методологии исследования музыкальных инструментов и инструментальной музыки как взаимодополняющих друг друга и взаимосвязанных явлений, ученый давно фигурирует в одном ряду с классиками европейской органологии, такими как К. Закс, В. Бахман, Э. Эмсгаймер, Г. Благодатов, Э. Штокман и др. Его труды в области органологии становятся основной методологической базой для всех без исключения исследователей-инструментоведов, работающих на территории Евразии. Третий том монографического издания «В пространстве музыки» не станет исключением. Вне всякого сомнения, книга будет востребована не только среди инструментоведов, искусствоведов, антропологов, но и среди специалистов других областей — психологов, историков, лингвистов, социологов, археологов.

«Музыка композитора Игоря Мациевского, написанная на избранные 19 стихотворений из книги «Вянок» в 1990-е — начале 2000-х годов в Минске и Санкт-Петербурге — единственного, небольшого по объему, но бесценного для белорусской и славянской культуры сборника поэзии Максима Богдановича, уже успела стать равноценным, а в чем-то очень ярким и новым по качеству музыкальным прочтением стихов поэта. И. В. Мациевский успел прочувствовать и вобрать в себя культуру разных городов Европы, а отчасти и Азии, воплощающих музыкальные традиции, сам способ мышления — классику, неоромантизм, авангардные, модернистские устремления представляющих свои народы художников. Харьков и Львов, Архангельск и Санкт-Петербург, Минск, Варшава, Братислава, Клайпеда, Алматы, Бишкек — в каждом из этих культурных центров сформированы собственные композиторские и этномузыковедческие школы с кругом определенных приоритетов, творческих устремлений, контактов. Музыка, записанная, услышанная композитором непосредственно в экспедициях, в общении с живыми ее носителями — украинцами Карпат (гуцулы), Подляшья, Херсонщины, белорусами Поозерья, Полесья, Белосточчины, русскими Зауралья, Приладожья, поляками, вепсами, литовцами, кыргызами, казахами, — вся красочность и тембровая многоликость этих культур, перекочевавших в силу исторических причин в город, ставших частью, определяющей чертой их музыкальной жизни, но без пестроты и эклектичности, как и достижения современной камерной, симфонической, хоровой музыки в их этнической самобытности, творчество предшественников и современников неосознанно и органично сплавлены в ярко индивидуальном, всегда узнаваемом композиторском стиле И. В. Мациевского. В сборник вошли романсы и песни для голоса и фортепиано соло, для дуэта певцов, хора. Это последняя, наиболее современная — границы ХХ–ХХI веков — композиторская интерпретация, воплощенное в звуки слышание стихов поэта, окутанное магией собирательного акустического ландшафта города» (Г. В. Тавлай).