Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Научная конференция «Петербург. XIX век. Критики, писатели, ученые о музыке и музыкантах»

Научная конференция «Петербург. XIX век. Критики, писатели, ученые о музыке и музыкантах»

24–25 октября сектор музыки РИИИ провел научную конференцию «Петербург. XIX век. Критики, писатели, ученые о музыке и музыкантах».

Изучение истории — фактов, процессов, проблем музыкальной культуры и искусства Петербурга — началось с начала XIX века и продолжается по сей день. Критики, писатели, ученые, творцы, художники XIX–XXI веков избирали и продолжают избирать в качестве стимула для собственных интеллектуальных штудий и творческих проектов как личностно привлекательные, так и актуальные для своего времени «объекты» музыкальной культуры, науки и искусства Петербурга XIX века. «Объекты» разные, и они многочисленны: от биографии и личности творца (композитора, исполнителя, критика, ученого) к произведению, тексту, интерпретации, от полемики критиков к научным теориям, проблемам историографии и др. Наши «герои» — это те, о ком пишут и кто пишет. Наши вопросы — это вопросы полемически острые, неоднозначные, проблемные, которые задают и обсуждают современники, мемуаристы, критики, отечественные и зарубежные ученые, композиторы, художники, кинематографисты XIX–XXI веков.

24 октября,  понедельник

11.00. Утреннее заседание. Белый зал

Аркадий Иосифович Климовицкий И. С. Бах и Л. Бетховен В. Ф. Одоевского

Михаил Александрович Сапонов Петербургские сувениры Роберта Шумана

Анна Петровна Груцынова —  Музыкальный Петербург 1840 года в восприятии композитора-иностранца

Татьяна Валерьевна Берфорд — «Полемика князей» и проект русской консерватории: супруги Буше в России

 

Кофе-пауза

14.00. Вечернее заседание. Белый зал

Ольга Анатольевна Скрынникова Игорь Стравинский о «Могучей кучке»: в поисках культурной идентичности

Марина Геннадьевна Долгушина — Сергей Константинович Булич о композиторах-дилетантах первой половины XIX века

Наталья Семеновна Серегина — Мария Павловна Блинова — скромный подвижник музыкальной науки

 

25 октября,  вторник

11.00. Утреннее заседание. Зеленый  зал

Станислав Евгеньевич  Энглин — К истории российского музыкального антиковедения: Ливерий Антонович Саккетти об античных нотографических памятниках

Татьяна Васильевна Шабалина — Загадки и парадоксы ранней истории петербургской бахианы

Наталия Алексеевна Огаркова — «Автобиография» Александра Сергеевича Даргомыжского: версии публикаторов

Елена Семеновна Ходорковская «О музыке в России» Антона Рубинштейна как манифест космополитического национализма

Кофе-пауза

14.00. Вечернее заседание. Зеленый зал

Дмитрий Анатольевич Шумилин Один сюжет из истории становления русской фортепианной критики

Галина Владимировна Петрова —  Камерные утра в Петришуле:  Полемика по страницам Sankt-Petersburgische Zeitung (1847–1848)

Марианна Александровна Константинова — Петр Иванович Гумбин. Парадоксы ангажемента

Анна Леонидовна Порфирьева — Семейство Ронкони

 

17.00. Концерт

Феличе Ронкони (Ronconi). Арии и Канцоны:
L’occhietto languidetto (1854)
La Mestizia (1863)
Addio a priutino (1858, текст Ф. Ронкони)
Anacreontica: Guarda che bianca luna (1854)

Три дуэта для меццо-сопрано и контральто (Duettini italiani, 1838):
Amicizia
Lo desto ognor
Deggio a te del giorno i rai
Исполнители:
Александра Паршина, лирическое меццо-сопрано
Лариса Селиверстова, драматическое меццо-сопрано
Cветлана Жилинская, фортепиано

 

Орг. комитет:

Огаркова Наталия Алексеевна — natalia.ogarkova@gmail.com

Константинова Марианна Александровна — maryann.kon@gmail.com