Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Международная научно-практическая конференция «Жак Гандшин и музыковедение XXI века»

Международная научно-практическая конференция «Жак Гандшин и музыковедение XXI века»

25 ноября 2015 года исполняется 60 лет со дня кончины Жака Гандшина.

В связи с этой датой в РИИИ 23 ноября 2015 года прошла международная конференция с участием крупнейших специалистов, занимающихся изучением наследия этого выдающегося ученого. В работе конференции приняли участие музыковеды из России, Швейцарии, Германии и США.

В дни конференции для ее участников и гостей прозвучит органный концерт с программой из репертуара Жака Гандшина-органиста.

Приветствие к участникам конференции


Жанна Викторовна Князева
доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник РИИИ,
организатор конференции


Мишель Файета
Генеральный консул Швейцарии в Санкт-Петербурге


Евгений Владимирович Герцман
доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник РИИИ


Юрий Николаевич Семёнов
органист, преподаватель классов органа Петербургской консерватории и Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова

 

Знаменитый органист и музыковед, российский швейцарец Жак Гандшин (Jacques Handschin; 1886, Москва — 1955, Базель) был одним из тех, кто в первой половине прошлого столетия реально объединял российскую и западноевропейскую культуры. Урожденный москвич, Гандшин в 1909–1920 годах руководил органным классом Петербургской консерватории и внес важный вклад в становление русской органной школы. Петербургские годы жизни Гандшин всегда называл своими главными университетами (и до конца жизни подписывал научные труды как «Жак Гандшин. Базель, прежде Петербург»).

Приехав весной 1920 года в Швейцарию, Гандшин защитил две диссертации (обе по западной музыкальной медиевистике) — и стремительно превратился в крупного ученого-музыковеда. Сегодня его причисляют к крупнейшим представителям академического музыкознания всего ХХ столетия. Гандшин оставил труды в самых разных областях этой науки: это историческое и теоретическое музыкознание, психология музыкального восприятия, этномузыкознание, вопросы исполнительства. При этом в эпоху великих диктатур, одноцветных идеологий и конфликтов масштаба двух мировых войн Гандшин (имевший три родных языка и корни сразу в нескольких европейских культурах) стремился донести в своих работах мысль о неоднозначности всего происходящего, обладал (по выражению Михаэля Майера) «пониманием относительности любых локальных убеждений».

Сегодня, в начале XXI века, мы наблюдаем подъем интереса к творчеству Жака Гандшина. Среди работ, вышедших уже после 2000 года — исследования Михаэля Майера (Германия), Томаса Нолля (Германия / Испания), Мартина Кирнбауэра (Швейцария), Хайди Циммерманн (Швейцария), Анны-Марии Буссе Бергер (США), Жанны Князевой (Россия).

 

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

11.00–15.00 Утреннее заседание

Франц Михаэль Майер (Берлин) — Музыкально-историческая концепция Жака Гандшина, или Почему Гандшин интересен современным музыковедам?

Юрий Семенов (Санкт-Петербург) — Жак Гандшин и русская органная музыка

Александра Ахонен (Санкт-Петербург) — Прокофьев в классе Гандшина

Мартин Кинбауэр (Базель) — «Опасные размышления». Жак Гандшин и Старинная Музыка

Анна Мария Буссе Бергер  (Дэвис / Берлин) — Жак Гандшин, медиевист среди этномузыковедов (лекция)

Перерыв

16.00–19.00 Вечернее заседание

Евгений Герцман (Санкт-Петербург) — Каталог Жака Гандшина. Фрагмент из истории музыкальной византинистики (лекция)

Хайди Циммерманн (Базель) — Гандшин и Стравинский

Жанна Князева (Санкт-Петербург) — Жак Гандшин и Международное музыковедческое общество (IMS) (по материалам переписки Гандшина с Ижини Англесом)

Заключительная дискуссия