МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Международная научно-практическая конференция «Уроки отечественного кинематографа 70-х годов ХХ века: Ценности. Новаторство. Личности»

Международная научно-практическая конференция «Уроки отечественного кинематографа 70-х годов ХХ века: Ценности. Новаторство. Личности»

AEGIS_V_SPB_MCF_2016_LOGO

В среду, 30 ноября, в РИИИ прошла Международная научно-практическая конференция «Уроки отечественного кинематографа 70-х годов ХХ века: Ценности. Новаторство. Личности» (под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума).

Сегодня в истории отечественного кино принята периодизация, в рамках которой творчество советских кинорежиссеров в течение реально пятнадцати лет — с 1970 по 1985 год — именуется «кинематографом 70-х». Он обладает отчетливым своеобразием как в сравнении с предшествовавшей кинематографу семидесятых годов эпохой «оттепельного кино», так и в сопоставлении со сменившем его периодом «перестроечного кино».

Актуальность конференции «Уроки отечественного кинематографа 70-х годов ХХ века: Ценности. Новаторство. Личности» обусловливается возникновением исторической дистанции между деятельностью современных кинематографистов и творчеством отечественных кинорежиссеров исследуемого периода. Временной интервал позволяет заметить кардинальные отличия между эстетическими установками современного кинопроцесса в России и творчеством режиссеров семидесятых годов ХХ столетия. Именно в этот период сформировалась плеяда художников мирового уровня, которые наряду с разработкой общественно значимой проблематики стремились в своих фильмах осмыслять сущностные аспекты бытия. Семидесятые годы ХХ века были периодом расцвета национальных кинематографий. При этом выдающиеся режиссеры в своих поисках руководствовались гуманистическими, экзистенциальными и духовными ценностями как отечественной, так и мировой культуры. Принципиальная установка на новаторство и открытия в области формы кинематографом семидесятых годов прошлого века вывели отечественное киноискусство на международный уровень, а множество фильмов этого времени обладают статусом шедевров, став классикой не только отечественного, но и мирового кино. Кроме того, в кинематографии усилиями киноведов, кинокритиков и самих кинематографистов был создан продуктивно работавший механизм, позволявший доносить сложнейшие идеи режиссеров к зрителям.

Оргкомитет конференции, разрабатывая ее научную концепцию, сравнивал базовые установки современного кинопроцесса с факторами, которые определяли творчество кинематографистов с 1970 по 1985 год. Несмотря на закономерные отличия между ними, порожденные глобальными сдвигами в социокультурном контексте, при сравнении становится явственным: то, что обусловливало поразительные художественные достижения и открытия в кинематографе семидесятых годов прошлого века, в современном российском кино реально утрачено. Все это и многое другое с позиций исторической дистанции позволяют считать творческий опыт отечественного кинематографа семидесятых годов прошлого столетия своеобразным «уроком» для современной российской кинематографии.

 

Оргкомитет конференции:

Л. Н. Березовчук

Г. В. Петрова

Д. В. Бакиров

 

ПРОГРАММА

 

11.00–13.00   Утренняя сессия

 

Приветственное слово и. о. директора РИИИ доктора философских наук, профессора А. Л. Казина

Николай Андреевич Хренов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник ГИИ (Москва). — Выделение десятилетия в истории кино как методологическая проблема: реализованные и нереализованные замыслы в советском кино 70-х годов

Лариса Николаевна Березовчук, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая сектором кино и телевидения РИИИ (СПб.). — Авторское игровое кино в отечественном кинематографе 1970–1985 годов в контексте эстетики модернизма: достижения, издержки

Наталия Геннадиевна Кононенко, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора медийных искусств ГИИ (Москва). — Стратегии звукового мифотворчества в фильмах А. Тарковского

Антонина Алексеевна Карпилова, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая отделом экранных искусств Института искусствознания, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Белоруссии (Минск). — Авторское кино в Белоруссии 1970-х годов. Концептуальный треугольник: «советское» – «национальное» – «универсальное»

Денис Юрьевич Мыльников, младший научный сотрудник сектора кино и телевидения РИИИ (СПб.). — Предметная среда фильма как носитель режиссерской концепции (на примере фильма Элема Климова «Прощание»)

 

13.00–13.30   Перерыв

 

13.30 – 17.00

Дневная сессия

 

Розалия Дмитриевна Копылова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора кино и телевидения РИИИ (СПб.). — Становление творческой личности режиссера авторского кино: Илья Авербах

Владимир Алексеевич Колотаев, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой кино и современного искусства РГГУ (Москва). — Формирование моделей идентичности в отечественном кинематографе1970-х годов: правильный и неправильный мир

Ирина Всеволодовна Евтеева, кандидат искусствоведения, профессор, старший научный сотрудник сектора кино и телевидения РИИИ (СПб.). — Новаторство в отечественной анимации1970-х годов в контексте авторского кинематографа союзных республик

Юлия Георгиевна Воронецкая-Соколова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель СПбГИКиТ (СПб.). — Образ «особого человека» в советском кино 1970-х годов: между идеологичностью и психологизмом

Василий Андреевич Гусак, кандидат искусствоведения, доцент (СПб.). — Выражение религиозного сознания на экране: опыт советского кино 1970-х годов

Андрей ИгоревичАндреев, научный сотрудник сектора кино и телевидения РИИИ (СПб.). — Социально-психологический портрет человека позднесоветской эпохи в фильме В. Абдрашитова и А. Миндадзе «Охота на лис»

 

Свободная дискуссия


Опубликовано: 30 ноября 2016 / Обновлено: 5 декабря 2016