Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Конференция «Литература и другие виды искусства: нарративные и перформативные практики»

Конференция «Литература и другие виды искусства: нарративные и перформативные практики»

14–15 декабря в РИИИ в рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума (секция «Литература и чтение») прошла междисциплинарная научно-практическая конференция «Литература и другие виды искусства: нарративные и перформативные практики».

Предметом Международной научно-практической конференции стало обсуждение представителями различных искусствоведческих дисциплин — музыковедами, киноведами, театроведами, историками изобразительного искусства, этномузыковедами, социологами искусства и др. — роли литературы в развитии других видов искусств. В центре внимания — изучение разнообразнейших аспектов взаимодействия  литературного текста с образной структурой музыкальных, изобразительных, театрально-пластических, экранных искусств (драматургия в театре, литературный сценарий в кино, либретто в опере и т. д.).

Наряду с традиционными исследованиями подобных взаимодействий, осмысливались новые теоретические концепции для исследования феноменов повествовательности и представления в искусстве, сформировавшиеся в рамках нарратологического и перформативного научных подходов.

В работе конференции приняли участие ведущие специалисты из России, Франции, Финляндии, Польши.

Открылась конференция Пленарным заседанием, продолжилась работой в рамках четырех секций: 1. Визуальных искусств, 2. Театра, музыки и источниковедения, 3. Традиционного и современного этнического искусства; 4. Социологии искусства.

14 декабря состоялся Концерт-презентация «Музыка дворцов и салонов Петербурга», на котором прозвучала музыка из собрания Кабинета рукописей РИИИ в исполнении солистов Мариинского театра, Санкт-Петербургской филармонии, а также молодых музыкантов — участников программ Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Конференция завершила свою работу 15 декабря концертом «Традиционная музыка в разных формах», программа которого включила вокальные и инструментальные образцы славянских музыкальных традиций в исполнении российских и польских артистов, а также вокальные транскрипции Полины Виардо мазурок Фредерика Шопена.

 

ПРОГРАММА

Пленарное заседание

 

14 декабря, 10:00–13.00, Зеленый зал

 

А. Л. Казин, директор РИИИ, док. филос. — приветственное слово

А. И. Климовицкий (РИИИ, СПб.), док. иск., проф., гл.н.с., сектор музыки. — «Однажды в Версале…» (Пушкин, Чайковский, Блок)

Е. Я. Марголит (Госфильмофонд РФ, Москва), канд. иск., главный искусствовед. — «Пиковая дама»: пушкинская ирония в экранизации Я. А. Протазанова

Л. Бюклинг (Университет Хельсинки, Финляндия), док. фил., проф.-адъюнкт. — Постановка Михаила Чехова «Бесов» по роману Ф. М. Достоевского в Англо-американской студии (1937–1939). Премьера на Бродвее

Л. Н. Березовчук (РИИИ, СПб.), канд. иск., зав. сектором кино и телевидения. — О восприятии киноповествования по литературной модели

К. Фейгельсон (Сорбонна-3, Париж, Франция), док. соц., проф. — Память экрана в России: написание визуальной истории, мифические нарративы (посвящается Светлане Бойм)

Н. Н. Глазунова (РИИИ, СПб.), канд. иск., проф., с.н.с. сектора фольклора. — О соотношении повествовательных и перформативных аспектов в эпическом сказительстве

И. Д. Чечот (РИИИ, СПб.), канд. иск., зав. сектором изобразительных искусств и архитектуры. — Изобразительное искусство и литература в связи с проблемой «литературности» и «литературщины», а также их аналогов в других видах искусства

 

Секция визуальных искусств

 

14 декабря, 14:00–18:00, Кинозал

 

Н. Г. Федосеенко (СПбГИКиТ), канд. фил., доц. кафедры искусствознания. — Типология экранизаций и ее жанровые предпосылки

А. И. Андреев (РИИИ, СПб.), н.с. сектора кино и телевидения. — Элементы перформативности в эпоху немого кино

Д. Ю. Мыльников (РИИИ, СПб.), н.с. сектора кино и телевидения. — Проблема уровневой организации кинонарратива (на примере фильма Денни Аркана «Иисус из Монреаля»)

А. В. Гусев (СПбГИКиТ), ст. преп. кафедры драматургии и киноведения. Роль текста в мастерстве киноактера в немой и звуковой эстетике

И. В. Евтеева (РИИИ, СПб.), с.н.с. сектора кино и телевидения.— Пространство анимации и литература

 

15 декабря, 10:00–16:00, Кинозал

 

Ф. Ю. Громов (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора изобразительных искусств и архитектуры. — Петербургские повести Гоголя: из истории визуальных воплощений

А. А. Бобриков (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора изобразительных искусств и архитектуры. — Художник как герой беллетристики

А. В. Королев (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора изобразительных искусств и архитектуры. — «Литературность» как актуальная проблема современного изобразительного искусства

И. Д. Саблин (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора изобразительных искусств и архитектуры. — О чем пишут зодчие: стратегии литературной саморепрезентации в архитектурном творчестве

С. В. Иванова (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора изобразительных искусств и архитектуры. — Священные тексты и повествования в образах

Секция театра, музыки и источниковедения

 

14 декабря, 14:00–18:00, Белый зал

В. И. Максимов (РГИСИ, СПб.), док. иск., проф., зав. кафедрой зарубежного искусства. — «Соната призраков» Августа Стриндберга: синтез искусств и литературный контекст

Е. А. Ткачева (СПбГУП), канд. иск. — Драматургия Г. фон Гофмансталя и ее интерпретация М. Рейнхардтом

Р. Тойвола (Университет Хельсинки, Финляндия). — «Поющие руки» Александра Вертинского: к вопросу о взаимопроникновении слова и жеста

А. Л. Порфирьева (РИИИ, СПб.), канд. иск., зав. сектором музыки. — «Цефал и Прокрис» А. Сумарокова: парадоксы оперной матрицы

Г. В. Ковалевский (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора музыки. — Опера «Алиса в стране чудес» А. Кнайфеля: сюжет через скрытое слово и жест

 

15 декабря, 10:00–16:00, Белый зал

 

Т. Д. Исмагулова (РИИИ, СПб.), м.н.с. сектора источниковедения. — «Пилат и другие» Анджея Вайды (1971) по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: нарративный и перформативный подход

Д. Д. Кумукова (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора театра. — Драматургия М. Цветаевой: литература или театр?

Е. В. Соколова (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора театра. — Т. Стоппард: между литературой и сценой

М. Н. Майданова (РИИИ, СПб.), н.с. сектора источниковедения. — Внутреннее и внешнее действие как способы сценической реализации нарратива в русском театре начала XX века

А. Ю. Ряпосов (РИИИ, СПб.), канд. иск., зав. сектором источниковедения. — «Обыкновенное чудо» Марка Захарова (1978): пьеса, сценарий, фильм

 

Секция социологии искусства

 

15 декабря, 11:00–13:00, Зеленый зал

 

А. Г. Бойко (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора актуальных проблем современной художественной культуры.  — Музейный «сторителлинг»: от общего молчания к художественным рассказам

А. Райхштейн (Союз скульпторов Финляндии, Союз иллюстраторов Kuvittajat, Финляндия). — Опыт  визуализации литературных текстов в пространстве музея

К. Фейгельсон (Сорбонна-3, Париж, Франция), док. соц., проф. — Социология кино и эстетика: направления исследований и теоретические подходы

Я. Б. Иоскевич (РИИИ, СПб.), док. иск., проф., в.н.с. сектора актуальных проблем современной художественной культуры. — Феномен процессуальности в художественных практиках на рубеже нового тысячелетия

М. Л. Магидович (РИИИ, СПб.), док. соц., зав. сектором актуальных проблем современной художественной культуры. — Литература и другие виды искусства в культурных практиках молодежи Российского Севера

 

15 декабря, 14:00–18:00, Белый зал

 

И. В. Вдовенко (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора актуальных проблем современной художественной культуры. — «”Ревизор” в Мастерской Клима»: нарратив vs. перформатив

Н. А.  Ефремова («КидБург», СПб.), глав. специалист. — Перформативные и нарративные художественные практики как основа коммуникаций с детской аудиторией в образовательных игровых пространствах «КидБург», «ЛабиринтУм», «Сказкин Дом»

Л. А. Сидорова (СВФУ им. М. К. Аммосова,  Якутск), канд. культ., доцент. — Потенциал художественных практик школьников в сохранении лингвистического культурного наследия коренных народов Российской Арктики

О. В. Игнатьева (ПГГПУ, Пермь), канд. ист., доцент, зав. кафедрой культурологии. — Дискурс коллекционирования в литературе, кино и нарративах современных коллекционеров

О. В. Лысенко (ПГГПУ, Пермь),  канд. соц. — Городские арт-объекты в нарративах и народной топонимике россиян

Р. С. Осминкин (РИИИ, СПб.), аспирант. — «Перформансы общества»: феномен культурной самоидентификации массовой аудитории в современных нарративах новых медиа и социальных сетей»

А. И. Козырь, П. С. Мутыхляева (СПбГУ). —  Перформативные и нарративные аспекты  исполнительских практик уличных музыкантов  в контексте социально-культурной специфики Москвы и Санкт-Петербурга

 

Секция традиционного и современного этнического искусства

 

15 декабря, 14:00–18:00, Зеленый зал

 

А. В. Ромодин (РИИИ, СПб.), канд. иск., зав. сектором фольклора. — Музыкальная антропология как литература

Э. Гроховска (Люблин, Польша), док. филос. —  Автобиографические истории в устной традиции: особенности жанра

Н. Ю. Альмеева (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора фольклора. — Традиционный песенно-обрядовый комплекс сегодня: сакральное и перформанс

И. А. Чудинова (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора инструментоведения. — Слово и перформанс в византийской литургике

В. А. Лапин (РИИИ, СПб.), док. иск., в.н.с. сектора фольклора. — Зрелищно-игровой фольклор и перформанс: точки соприкосновения

И. В. Соловьев (Петрозаводская гос. консерватория), канд. иск., доц. — Нарратив и артикуляция в синкретических жанрах саамского искусства: к формированию словаря саамских музыкальных терминов

Н. В. Александрова (РИИИ, СПб.), н.с. сектора инструментоведения. — Музыка и музыкальное исполнительство в классической удмуртской поэзии (на материале творчества Кузебая Герда)

С. В. Кучепатова (РИИИ, СПб.), н.с. сектора фольклора. — Литературный источник в жанрообразовании русских цыганских романсов

М. И. Карпец (РИИИ, СПб.), канд. иск., с.н.с. сектора инструментоведения. — Перформанс как воплощение природы интерактивных форм музыкальной  композиции

Е. И. Возжаева (РИИИ, СПб.), сотр. сектора фольклора. — Традиционное исполнительское искусство как сфера взаимодействия со слушателем

 

Концертная программа

14 декабря, 19.00, Зеленый зал

Концерт-презентация «Музыка дворцов и салонов Петербурга»

 

15 декабря, 19.00, Зеленый зал

Концерт «Традиционная музыка в разных формах»

_____________________________________________________

Наши партнеры:

IF-Logos

http://www.institutfrancais.ru/ru/sankt-peterburg-i-severo-zapad-rossii