Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Концерты в рамках IV Санкт-Петербургского Международного культурного форума

Концерты в рамках IV Санкт-Петербургского Международного культурного форума

14 и 15 декабря в Зеленом зале РИИИ в рамках IV Санкт-Петербургского Международного культурного форума прошло несколько концертов.

 

КОНЦЕРТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ALTUS VOCE»

 

14 декабря, 18.00–19.00, Зеленый зал

Концерт-презентация «ALTUS VOCE» познакомил слушателей с альтовой домрой. Возрожденный В. В. Андреевым древнерусский инструмент обретает новую жизнь на концертной эстраде в конце XIX столетия. С течением времени альтовая домра перерастает рамки оркестрового и ансамблевого музицирования, постепенно превращаясь в солирующий инструмент. Научные изыскания аспиранта сектора инструментоведения РИИИ И. А. Амолина впервые позволили реконструировать исполнительский стиль первых домристов и озвучить оригинальный нотный материал начала XX века. История инструмента, охватывающая более века, будет рассказана артистами Государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева на исторических и современных инструментах. Впервые прозвучали как старинные сочинения, исполнявшиеся на альтовой домре сто лет назад, так и современные, написанные специально для этого концерта.

В рамках концерта «ALTUS VOCE» — две мировые премьеры. Сюита для альтовой домры и фортепиано в четырех частях московского композитора, заслуженного деятеля искусств РФ Е. Подгайца и Фантазия на три народные темы для альтовой домры и фортепиано «Песни Милашки» петербургского композитора Е. Панченко.

Исполнители — лауреаты международных конкурсов, артисты ГАРО им. Андреева: Екатерина Ломова, Светлана Смоляр, Иван Амолин (домры альтовые), Любовь Городная (домра малая), Татьяна Булыго (флейта); лауреаты международных конкурсов Федор Абаза, Елизавета Панченко (фортепиано).

Продолжительность концерта — 50 мин.

ПРОГРАММА

Вступительное слово

Звучат инструменты начала XX века в аутентичной исполнительской манере (№ 1–4).

Дуэт малой и альтовой домр:

1. В. Насонов «Винный мой колодезь», фантазия на русскую песню

2. В. Насонов «Спится мне младешенькой, дремлется», фантазия на русскую песню

3. М. Карл «Вальс» (“Mouvement de valse”)

Исп. Л. Городная (д.м.), Е. Ломова (д.а.)

 

Из репертуара первого исполнителя на альтовой домре П. Каркина:

4. А. Симонетти «Романс»

Исп. Е. Ломова (д.а.), Ф. Абаза (фп)

Презентация «Развитие альтовой домры в XX веке», И. Амолин

5. Е. Подгайц Сюита для альтовой домры и фортепиано в 4 частях

Исп. С. Смоляр (д.а.), Ф. Абаза (фп)

6. Е. Панченко «Песни Милашки», фантазия на три народные темы для альтовой домры и фортепиано

Исп. И. Амолин (д.а.), за роялем автор

 

Квинтет (трио альтовых домр, флейта-пикколо, фортепиано):

7. Б. Иванов–М. Горобцов «Интродукция и престо» (концертная обработка молдавской народной песни «Жаворонок»)

Исп. Е. Ломова, С. Смоляр, И. Амолин (д.а.), Т. Булыго (фл.), Ф. Абаза (фп)

Altus Voce

 

КОНЦЕРТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МУЗЫКА ДВОРЦОВ И САЛОНОВ ПЕТЕРБУРГА»

 

14 декабря, 19.00–20.00, Зеленый зал

Традиция проведения музыкально-литературных салонов и концертов в стенах института была заложена его основателем и первым директором, графом Валентином Платоновичем Зубовым. На устраиваемых им вечерах собирался весь цвет интеллигенции северной столицы двадцатых годов XX века.

В конце 1930-х годов в институт было переведено уникальное собрание нотных автографов и первопечатных нот, составивших основу работающего сегодня Кабинета рукописей. Среди собраний Кабинета рукописей — личная нотная библиотека императрицы Елизаветы Алексеевны и ноты из усадьбы Строгановых «Марьино». Большинство хранящихся в институте нот не переиздавались и не звучали на большой концертной эстраде почти 200 лет. С 2014 года институт устраивает специальные салоны, на которых знакомит публику с редкими вещами, недоступными широкой публике.

В концерте-презентации 14 декабря музыка из собрания Кабинета рукописей РИИИ прозвучала наряду с малоизвестными произведениями композиторов-классиков, Бетховена и Листа. Цель концерта — дать представление о том, какая музыка могла звучать во дворцах и великокняжеских столичных салонах в первой половине XIX века. Отчасти тема концерта-презентации пересекается с глобальным проектом создания энциклопедии «Музыкальный Петербург», который ведется сектором музыки больше 15 лет.

Концерт прошел в партнерстве с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова (официальный представитель — Н. Э. Яновская). В концерте приняли участие народная артистка России, солистка Мариинского театра Ольга Кондина (сопрано), солисты оркестра Мариинского театра София Кипрская (арфа) и Юрий Афонькин (альт), скрипач заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Илья Козлов, лауреат международных конкурсов пианист Эдуард Кипрский, а также молодые музыканты, участники программ Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Ведущий концерта — сотрудник сектора музыки РИИИ, кандидат искусствоведения Георгий Ковалевский.

 

КОНЦЕРТ «ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА В РАЗНЫХ ФОРМАХ»

 

15 декабря, 19.00–20.00, Зеленый зал

Не мысля себе грандиозный феномен музыки изолированно, в отрыве от огромного моря культур, звуков, народов, голосов, участники концерта постарались показать неразрывность глубоких человеческих инициатив, вне зависимости от их происхождения.

Славянские музыкальные миры предстали в вокальных, инструментальных формах. Казачья женская певческая традиция, звучание псковских наигрышей, северобелорусские песни, плачи, польские шедевры песенной фольклорной культуры — все это составит первую часть концерта.

Исполнители: фольклорный ансамбль женской казачьей песни «Чапура», ансамбль «СКМ» (старинная крестьянская музыка), фольклорная студия «Санкт-Петербург», Эва Гроховска (Люблин, Польша).

Во втором отделении концерта прозвучали уникальные транскрипции певицы Полины Виардо мазурок Фредерика Шопена, а также фортепианные сочинения великого польского композитора в исполнении певицы Елены Иготти (сопрано) и пианиста Александра Ромодина.