Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Концерт «Благо Црне Горе (Сокровище Черногории)»

Концерт «Благо Црне Горе (Сокровище Черногории)»

В понедельник, 20 ноября, в РИИИ прошел концерт черногорской музыки «Благо Црне Горе (Сокровище Черногории)».

Самобытная, незабываемая, полная контрастов как природа этого прекрасного края, черногорская музыка до сих пор остается terra incognita европейской культуры. Эту маленькую «жемчужину Балкан», горную страну, которая, несмотря на свои весьма скромные возможности, на протяжении нескольких веков сохраняла независимость от таких воинствующих соседей, как Османская и Австро-Венгерская империи, обошли стороной основные направления и течения европейской музыки.

Практически до второй половины XIX века черногорцы не имели профессиональной музыкальной культуры. Музыка бытовала в рамках народного музицирования, которое своими корнями уходит вглубь веков.

В концерте представлены семь обработок народных песен Черногории в переложении для голоса и фортепиано Алексея Воробьева. Традиционные ритмы танца «Оро» (хоровод), лирические мелодии и неповторимые балканские наигрыши звучат в исполнении лауреатов международных конкурсов, черногорской певицы Сары Вуйошевич и пианиста Филиппа Усова.

Столпом черногорской культуры, несомненно, является литературное творчество правителя Черногории второй четверти XIX века, митрополита Петра II Петровича Негоша. Поэма «Горный венец», в которой повествуется о начале борьбы черногорского народа за независимость  от турок, считается непревзойденным шедевром, написанным на черногорском (сербском) языке, который по сей день питает творчество многих южнославянских мастеров искусств.

В музыке поэма ярче всего представлена в сценической оратории «Горный венец» (1951) хорвата Николы Херцигони. Будучи участником «Сопротивления» времен Второй мировой войны, композитор не смог обойти тему освободительной борьбы в своем творчестве.

Формирование национальной музыки Черногории началось в середине XIX века и связано с творчеством одного из первых профессиональных композиторов, Йово Иванишевича, автора двух гимнов Черногории. К сожалению, еще студентом Пражской консерватории класса З. Фибиха, композитор трагически погиб и не успел оставить большого наследия, но уже по вокальному циклу  «Любичице српских гора (Фиалка сербской горы)» ор. 4 можно судить о превалировании национальной тематики в творчестве первого профессионального композитора Черногории. Цикл из трех песен исполняли лауреаты международных конкурсов Дмитрий Гриних (баритон) и Филипп Усов (фортепиано).

Расцвет культуры Черногории приходится на вторую половину XIX века, когда Черногория становится официально признанным в Европе государством. Военные и политические успехи маленького княжества, а затем и королевства связаны с деятельностью короля Николы из династии Петровичей-Негошей, который почитал все прекрасное. Он писал стихи и пьесы, одна из которых: драма «Балканская царица» легла в основу либретто одноименной оперы итальянского композитора. В пьесе воспеваются две любви: любовь к свободе и любовь и уважение к женщине. Две арии Даницы из оперы Донисио де Сарно Сан Джорджио «Балканская царица» прозвучали в исполнении лауреатов международных конкурсов Сары Вуйошевич и Филиппа Усова.

История черногорской музыки включает и творчество сына короля Николы принца Мирко Дмитрия Петровича-Негоша. Музыкально одаренный от природы черногорский принц оставил после себя несколько опусов. В концерте прозвучит вокальный цикл на стихи сербского поэта Б. Якшича, в котором композитор-любитель хоть и в пестроватой манере, с мелодической неровностью и разорванностью формы, но с непосредственной открытостью передает различные состояния любовных переживаний героя. Цикл прозвучал в исполнении Дмитрия Гриниха и Филиппа Усова.

В архиве короля Николы в Цетинье хранятся еще несколько инструментальных опусов черногорского принца Мирко, написанные им для фортепиано. Они прозвучали в исполнении лауреата международных конкурсов Филиппа Усова.

 

«Благо Црне Горе»

Лауреаты международных конкурсов

Сара Вуйошевич, сопрано (Черногория)

Дмитрий Гриних, баритон; (Россия, Москва)

Филипп Усов, фортепиано (Россия, Москва)

Репортаж телеканала «Санкт-Петербург»

 

Программа

Три черногорские народные песни в обр. А. Воробьева

«Poljem se vija, oj zor delija» («По полю ходит богатырь»)

«Biser Mara» («Драгоценная женщина»)

«Još ne sviće rujna zora» («Еще не наступила ясна зорька»)

Исполняют: Сара Вуйошевич, Филипп Усов

 

Йово Джуров Иванишевич (ум. 1889)

«Любичице српских гора»

 

Три песни для голоса и фортепиано в народном духе

«Кажи ми, кажи» («Скажи мне, скажи…»)

«Сеħање» («Память…»)

«Ала je леп» («Мир прекрасный…»)

Исполняют: Дмитрий Гриних, Филипп Усов

 

Две черногорские народные песни в обр. А. Воробьева

«Oj, vesela veselice» («Ой, радуется девушка»)

«Sejdefu majka budjase» («Сейдефу мать будила»)

Исполняют: Сара Вуйошевич, Филипп Усов

 

Деян Крджич  (1951–2001)

Два романса на стихи Витомира Николича

«Пjесник» («Поэт»)

«Старац» («Старец»)

Исполняют: Дмитрий Гриних, Филипп Усов

 

Две черногорские народные песни в обр. А. Воробьева

«Razbolje se zorna Zorka» («Заболела моя гордость Зорка») текст короля Николы I Петровича

«Запевала сојка птица» («Запела сойка»)

Исполняют: Сара Вуйошевич, Филипп Усов

 

Мирко Дмитрий Петрович-Негош (1879–1918)

Два романса на стихи Джура Якшича:

«Na Liparu» («На горе Липар…»)

«Moja Jgra» («Моя игра…»)

Исполняют: Дмитрий Гриних, Филипп Усов

 

Дионисио де Сарно-Сан-Джорджо (1856–1937)

Ария Даницы из оперы «Балканская царица» (Ох ты, Морача)

Исполняют: Сара Вуйошевич, Филипп Усов

 

Дионисио де Сарно-Сан-Джорджо (1856–1937)

Ария Даницы из оперы «Балканская царица» (В далеком Дренополе)

Исполняют: Сара Вуйошевич, Филипп Усов