МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Визуальная антропология. Восприятие времени. “Скрипки, дудки, песни”. К 25-летию выхода фильма “Мил у скрипочку играет”»

Семинар «Визуальная антропология. Восприятие времени. “Скрипки, дудки, песни”. К 25-летию выхода фильма “Мил у скрипочку играет”»

В понедельник, 18 ноября, в РИИИ прошел семинар «Визуальная антропология. Восприятие времени. “Скрипки, дудки, песни”. К 25-летию выхода фильма “Мил у скрипочку играет”» (цикл «Фольклористика, антропология, этнография»). Основным докладчиком выступил М. М. Горшков (Москва).

На семинаре были затронуты вопросы жизни традиции в условиях ее увядания. Каким образом, в какой степени сохраняются формы фольклора при отсутствии полноценного этнографического контекста? Трансформация традиционных форм подчас поддается наблюдению. Время «сжимается», процессы ускоряются. Не все попадает в смонтированный фильм. Восприятие творчества изменяется. То, что было давно снято и полузабыто, возвращается теперь в преображенном виде, в другом ракурсе. Время по-разному показывает традицию, сама традиция по-своему отражена во времени. Время, проникшее в этнографический фильм, в свою очередь, имеет свои особенности. О подобного рода не вполне очевидных феноменах и шла речь на семинаре.

Дважды: зимой и осенью 1993 года, приезжали мы в Курскую область в киноэкспедиции снимать фильм о деревенских скрипачах. Этим поездкам, в свою очередь, предшествовало несколько лет встреч, дружеского общения. Мы отправлялись в знакомые места, к знакомым музыкантам. Но были и новые встречи, иногда единственные. Так собирался материал о курской скрипке, о музыке. Так появился фильм. Многое, однако, в фильм не вошло. Не только отдельные интересные сцены; не были представлены даже некоторые музыканты. И вот сейчас мы расскажем о них.


Опубликовано: 18 ноября 2019 / Обновлено: 23 декабря 2019