Русский / English
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Семинар «Голоса традиционной культуры»

Семинар «Голоса традиционной культуры»

В понедельник 16 ноября в РИИИ состоялся семинар «Голоса традиционной культуры» (из цикла «Фольклористика, антропология, этнография»). Речь шла о том, что составляет сущность традиционного звукового «поля», — о голосе. В народной музыкальной культуре феномен голоса содержит множество оттенков и смыслов. Существуют голос-напев, голос-тембр, голос-высота, голос — подача звука. В архаичном мифологическом сознании объединяются голоса ритуальные и художественные. Голос соотносится с самой природой и имеет всеохватывающее обрядовое значение, вне зависимости от времени происхождения тех или иных фольклорных жанров и видов искусства.

Семинар прошел в двух частях.

1 часть.

Екатерина Возжаева (сектор фольклора РИИИ). «Об одном тембральном феномене Нижней Устьи» (на основе материалов экспедиций Санкт-Петербургской государственной консерватории в 1977, 1978, 1980 годах под руководством Ю. И. Марченко в Устьянский и Вельский районы Архангельской области). Вокальные голоса Русского Севера предстали в контексте устьянской фольклорной традиции. Была подчеркнута особая роль так называемого тонкого голоса. Местная исполнительская манера проанализирована с позиций тембра, тесситуры звучания, способа формирования звука, звукоизвлечения, артикуляционных особенностей.

2 часть.

Михаил Горшков (руководитель Этнографического музея-мастерской, преподаватель Пушкинского лицея № 1500, Москва). «Инструментальные голоса. Жалейки, трубы, пастухи» (экспедиции автора 1990-х годов на Верхнюю Волгу и верховья Западной Двины, Тверская область). Была продемонстрирована инструментальная пастушеская традиция запада Тверской области. Звучание инструментальных голосов, наполненное особыми обертоновыми эффектами, вовлекается в природное окружение, воплощая художественные, сакральные смыслы. Особое место в традиции принадлежит индивидуальному началу. Рога или трубы пастух изготавливал сам. Представления и опыт мастера проступали в его манере игры, сказывались на внешнем виде инструмента, соотносились с пространством, акустикой леса, ландшафтом, временем суток.