МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Орловские чтения: Актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания

Орловские чтения: Актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания

GOD_Logo03-011–3 декабря сектор инструментоведения РИИИ проводит Второй международный конгресс «Орловские чтения: Актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания», посвященный выдающемуся музыковеду-философу Генриху Александровичу Орлову (1926–2007). В конгрессе принимают участие около 40 докладчиков из различных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Саратов, Краснодар, Киров, Астрахань), а также других стран (Астана, Казахстан; Трабзон, Турция; Клайпеда, Литва; Нью-Йорк, США).

Научная программа конгресса сфокусирована на сравнительных исследованиях различных этнических культур, историко-культурных цивилизаций и на выявлении межвидовых художественных универсалий, поисках определяющих структурных и эстетических нормативов построения текста в пространственных и временных искусствах.

По заявленной проблематике в программу включены две презентации книг:

1) «Сравнительное искусствознание — XXI век. Вып. 1.: Наследие Генриха Орлова и актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания»: Сборник статей и материалов / Ред.-сост. О. В. Колганова; отв. ред. И. В. Мациевский]. СПб.: РИИИ, 2014.

2) Овчинникова Ю. Музыкальное МироТворчество: традиционная музыка народов мира в духовно-экологической цивилизации. М.: МГУ, 2013.

В рамках конгресса также состоятся: 1) семинар по сравнительному искусствознанию на тему «Вопросы пространственного анализа музыки»; 2) демонстрация документального фильма московской Группы социокультурной психологии и антропологии «”И звучит доныне песня, людям в душу западая”. Музыкальная культура с. Байгазино Бурзянского района Республики Башкортостан»; 3) экскурсия «История и обитатели Зубовского особняка» (ведущая н. с. сектора источниковедения Тамара Исмагулова); 4) концертные выступления.

По итогам конгресса запланирован сборник научных статей (объем 12 п. л.).

Orlovskije ctenija

Программа

Второго Международного конгресса «Орловские чтения:

Актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания»

 

1 декабря (понедельник)

11.00–14.00 Зеленый зал

11.00 Открытие конгресса

Елена Всеволодовна Третьякова (директор Российского института истории искусств)

Пленарное заседание

Людмила Ковнацкая (Санкт-Петербург)

Генрих Орлов — жизнь и судьба

Александр Никаноров (Санкт-Петербург)

Опыт библиографии печатных трудов Генриха Александровича Орлова

Стендовый доклад: Николай Гаврюшенко (Краснодар)

«Порядок музыки» в концепции Г. А. Орлова

Игорь Мациевский (Санкт-Петербург)

Об отражении структуры мироздания в музыке, временных и пространственных видах искусства карпатских традиций

Юлия Овчинникова [Баркова] (Москва)

Единство с миром по ту сторону различий и изменений: отношение «Человек–Мир» в традиционных музыкальных культурах

13.30–14.30 Экскурсия «История и обитатели Зубовского особняка» (ведет н. с. сектора источниковедения Тамара Исмагулова)

14.30–15.30. Обед

15.30–18.00 Зеленый зал

Алиса Тимошенко (Санкт-Петербург)

Сравнительное искусствознание в эпоху глобализма

Игорь Соловьев (Петрозаводск, Республика Карелия)

Кинетика в контексте мусических искусств саами

Марина Горбунова (Москва, Россия; Трабзон, Турция)

Символика и синтез элементов турецкой культуры в традиционном военно-этническом оркестре «Мехтер»

Владимир Лисовой (Москва)

Антропоморфные аэрофоны Месоамерики: музыка или скульптура?

Стендовый доклад: Татьяна Карташова (Саратов)

Системная модель музыкальной культуры Индии

Презентация книги Ю. С. Барковой (Овчинниковой) «Музыкальное МироТворчество: традиционная музыка народов мира в духовно-экологической цивилизации» (М.: МГУ, 2013).

Демонстрация документального фильма Группы социокультурной психологии и антропологии «”И звучит доныне песня, людям в душу западая”. Музыкальная культура с. Байгазино Бурзянского района Республики Башкортостан» (2012 г., 27 мин.).

Кофе-брейк

 

 

2 декабря (вторник)

11.00–14.00 Белый зал

Стендовый доклад: Валентина Моисеева (Петрозаводск, Республика Карелия)

О явлении буквенно-цифровой табулатуры в европейской музыкальной письменности XVIII–XIX веков

Владимир Радченков (Санкт-Петербург)

Клавесиностроение XX века: потеря и восстановление связи с исторической традицией

Наталья Калентьева (Санкт-Петербург)

Аутентичное исполнительство: два поколения, два подхода

Андрей Денисов (Санкт-Петербург)

Формы стилизации в музыке — к проблеме классификации

Стендовый доклад: Владислав Петров (Астрахань)

Синтез искусств в инструментальном театре: сопоставление драматургических пластов

Ирина Вискова (Москва)

Стилистика «религиозного минимализма» в духовных сочинениях Г. Гурецкого: от кризиса новаторства к торжеству традиции

Елена Николаева (Москва)

Дух и материя музыки (по страницам литературно-эпистолярного наследия Николая Корндорфа)

Светлана Чащина (Киров)

К проблеме кросс-модальной природы интонационного ритма

Любовь Купец (Петрозаводск, Республика Карелия)

Читая учебники, или Н. А. Римский-Корсаков как культурный герой (по материалам российских учебных изданий второй половины XX — начала XXI века)

Маргарита Вахрушева (Санкт-Петербург)

Эволюция отечественной гитарной педагогики на принципах сопоставления академической и традиционной систем

 

14.00–15.00. Обед

 

15.00–18.00 Белый зал

Дмитрий Зисл Слепович (Нью-Йорк, США)

Региональные стили в записях восточноевропейской еврейской музыки 1-й половины ХХ века и современное клезмерское исполнительство

Римантас Слюжинскас (Клайпеда, Литва)

Литовский этнос и литовское фольклорное наследие в степях Заволжья

Алевтина Михайлова (Саратов)

Феномен бытования саратовской гармоники в свете межкультурных взаимодействий этносов Поволжского региона

Надежда Александрова (Санкт-Петербург)

Структурные и функциональные аспекты в становлении инструментально-вокального жанра удмуртской традиционной музыки эктон гур

Стендовый доклад: Лилия Вишневская (Саратов)

Традиционная вокальная полифония карачаевцев в контексте византийского церковного многоголосия

Светлана Косырева (Петрозаводск, Республика Карелия)

Финно-угорские этномузыкальные системы: Проблемы изучения монодии и многоголосия

Пернебек Шегебаев (Астана, Казахстан)

О многомерности монодии в казахской домбровой музыке

Динара Булатова (Санкт-Петербург)

Сравнительная морфология тюркских смычковых хордофонов в связи с материалом струн

Ксения Евсеева (Санкт-Петербург)

Об основных типах сравнения ансамблей андреевской традиции

Владимир Самодуров (Санкт-Петербург)

Щипковые инструменты Средневековья и развитие исполнительского мастерства на русских народных музыкальных инструментах

3 декабря (среда)

11.30–14.00 Белый зал

Ангелина Алпатова (Москва)

Фантастические образы в музыке и кинематографе: творческие поиски латиноамериканских и русских композиторов

Андрей Андреев (Санкт-Петербург)

О принципах исследования понятийного аппарата в современном научном киноведении

Ирина Чудинова (Санкт-Петербург)

Слушание, видение света, осязание: аудиальный ландшафт православного храма как «икона незримого»

Елена Воробьева (Санкт-Петербург)

Р. У. Трайн. «В гармонии с бесконечностью»: к пониманию концепции света в опере «Святая Сусанна» П. Хиндемита

Ольга Колганова (Санкт-Петербург)

История одного доклада о светокрасочности (Г. Гидони, ГИИИ, 1925).

Наталия Сапунова (Санкт-Петербург)

Синопсия — синтез цвета и музыки или новый вид искусства

 

14.00–15.30. Обед

 

15.30 Белый зал

Семинар по сравнительному искусствознанию «Вопросы пространственного анализа музыки». Ведущий: И. В. Мациевский

 

16.30 Белый зал

Презентация первой части сборника «Сравнительное искусствознание – XXI век. Вып. 1.: Наследие Генриха Орлова и актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания» (СПб., 2014).


Опубликовано: 1 декабря 2014 / Обновлено: 2 декабря 2014