МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский институт истории искусств
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
Официальный сайт
Главная > Новости > Мастер-класс «“Стрела” в Столбуне: видимое и невидимое»

Мастер-класс «“Стрела” в Столбуне: видимое и невидимое»

В понедельник, 16 ноября, прошел мастер-класс «“Стрела” в Столбуне: видимое и невидимое» из цикла «Фольклористика, антропология, этнография» (в рамках IX Международной школы молодых фольклористов). Основной докладчик — М. М. Горшков (Москва). Тема мастер-класса — рассказ о знаменитом ритуале, распространенном до последнего времени в Восточном Полесье (Брянская, Гомельская, Черниговская области) и носящем название «Стрела» («Вождение стрелы», «Похороны стрелы»). Этим обрядом завершалась весна и «отмыкалось» лето. В разных селах обряд имел свои особенности. На семинаре речь шла о «Стреле» в селе Столбун Ветковского района Гомельской области Беларуси. Были продемонстрированы материалы, снятые на видеокамеру во время экспедиций. Многие подробности обряда, таким образом, наглядно предстали перед зрителями. С этим показом связана проблема, интересующая докладчика и разрабатываемая им много лет. Подразумеваются те особые аспекты, которые неизбежно возникают при фиксации аутентичного фольклорного материала средствами кино. Можно ли снимать все, что видишь? Или нужен отбор? Когда происходит этот отбор: при монтаже или сразу, интуитивно — «в поле»? Мифологическая составляющая действа неминуемо влияет на процесс съемки. Восприятие становится предельно острым, необычным. Не все, оказывается, можно уловить. Что-то остается «за кадром» — невидимо, неявно. Поймать эту «реальность» — непростая задача. На мастер-классе предпринята попытка вскрыть подобного рода вопросы.

 

Мы снимаем кино.

Но что мы видим? Женщин, которые идут и поют песни?

Мы рядом, мы очень близко. Мы на одном уровне. Нам надо забираться повыше, чтобы сверху увидеть все шествие Стрелы, рисунок, орнамент. Хорошо бы иметь воздушный шар.

И все же, что происходит? Для чего все это?

Рассказывают: «Стрела, Вознесенье, Ушéстье. Так заведено».

Но вдруг, эмоционально: о земле, о природе, о весне, о красоте. О своей причастности миру. О важности действия. Своего участия. О необходимости вести Стрелу и петь эти песни. О переживаниях — что все замолкает, уходит. Что земля «заклятая» стала. И какие-то сказочные истории, которые для них вполне реальны и происходили здесь, рядом, на этой улице или за селом.

И убежденность в том, что обязательно на Стрелу дождь.

И вот, по завершении Стрелы, на ясное небо находят тучи и проливается дождь, и мы не успеваем с поля дойти до дома, и стоим с драгоценной нашей Марией Лаврентьевной, укрывшись под навесом, а вокруг прóливень и гром.

Мастер-класс прошел в режиме видеоконференции.


Опубликовано: 16 ноября 2020 / Обновлено: 18 ноября 2020